Главная » Статьи » Мои статьи

Репортаж о Городе Солнца



Ознакомительный экскурс 
по общине Виссариона
и эко-ноосферному поселению
«Тиберкуль».





Репортаж Алексея Бушова,
 2010 год.  http://alexes-photo.com



   Город Солнца, Город мастеров, Обитель Рассвета, эко-ноосферное поселение Тиберкуль — все эти названия принадлежат одному уникальному месту в Красноярском крае, где обосновалась община последователей Виссариона. В 1992 году несколько человек, во главе с духовным лидером Виссарионом, объединённые религиозной идеей, основали поселение в южносаянской тайге, на горе Сухой близ озера Тиберкуль, в 130 километрах от райцентра Курагино. Тогда же в Минюсте России была официально зарегистрирована религиозная организация «Церковь Последнего Завета», которая на сегодняшний день насчитывает более ста тысяч последователей во многих странах мира. Община принимает людей любого вероисповедания, национальности, возраста, профессии. Она занимает протяженность около 500 квадратных километров вдоль Саянского хребта, на высокогорном плато, и состоит из нескольких десятков когда-то почти вымерших, а ныне восстановленных таежных деревень, связанных общей инфраструктурой и радиосвязью. В общине живёт более 5000 человек и более 30 национальностей, приехавших из бывших республик Советского Союза и из-за рубежа — Германии, Болгарии, Бельгии, Кубы, США, Прибалтики. Основной состав населения общины — люди от 30 до 50 лет, больше половины — с высшим образованием. Девятикратный прирост населения в общине осуществляется за счёт высокой рождаемости: в поселении около 1900 детей. Юридически самой «Церкви Последнего Завета» принадлежит участок земли площадью 250 гектаров у подножия горы Сухая, вокруг которой и расположены все деревни общины. Это и есть Город Солнца, центр общины, или «Обитель Рассвета» (официальное название данного микрорайона), который имеет трёхступенчатую планировку по вертикали — сам город, Небесная Обитель и Храмовая Вершина — и радиально-кольцевую, напоминающую солнце, по горизонтали, за что жители общины и журналисты и прозвали его Городом Солнца. 
   14 улиц лучами расходятся из общего центра. Названия улиц поражают: «Млечного пути», «Алмазных рос», «Хрустальных врат», «Детских грёз» — люди старались дать своим улицам красивые и романтичные названия. Жизнь в Обители Рассвета сложнее, чем в окрестных деревнях, но именно это место является «обетованной землёй» для по­следователей Виссариона. Здесь живет около 300 человек.
  По численности, количеству детей в семьях, многонациональности и жизненным принципам, которых эти люди придерживаются, община Виссариона уникальна. С каждым годом поток туристов, желающих познакомиться с жизнью в общине, увеличивается примерно на 20 %.
Мне хотелось своими глазами взглянуть на жизнь в общине и в «Городе Солнца»: достоверных сведений о жизни людей в сибирской тайге было мало, зато слухов, — порой самых невероятных, — более чем достаточно. Люди, большинство из которых не были ни в Городе Солнца — «святыне», или цитадели общины, ни в Петропавловке – административной столице, штабе общины, да и вообще в деревнях, где живут последователи Виссариона — воспринимают его сквозь призму собственных страхов, предубеждений, неуверенности и ограниченности, пытаются гадать о том, чего не знают. Сколько людей, столько и мнений... Но вся община в целом, и особенно Город Солнца и его жители, подарили мне сильнейшие эмоции и драгоценные воспоминания. С одной стороны, здесь всё обыкновенно: горы, реки, тайга. Деревенские избы, иногда 2-х этажные; маленькие, а где-то побольше, огороды, бани. Однако очень скоро обыкновенность заканчивается, и начинаешь замечать, что здесь что-то не так, как везде.
   Отправившись в путь в первый раз, я не до конца отдавал себе отчёт в том, куда еду — в голове маячил образ сказки о счастливых людях в белых одеждах, которые с песнями возделывают поля и строят дома. Одновременно в памяти всплывали отрывки публикаций в прессе об обманом заманенных бедных гражданах России, которые продали свои квартиры и очутились в тоталитарной секте на краю мира…
   От Красноярска надо добраться до районного центра «Курагино», а это около 500 километров, поездом, автобусом, или на машине. Можно добраться до Курагино и от Абакана – столицы республики Хакасия, это немногим более 100 километров.
   От Курагино до Петропавловки проложена хорошая грунтовая дорога вдоль реки Казыр. За спиной остается 80 километров пути и несколько больших и не очень деревень, в которых живут общинники – и я на месте. Сама Петропавловка (административная «столица» общины, или «штаб связи с внешним миром») производит впечатление  очень большой зажиточной деревни. Крепкие двух- и трёхэтажные деревянные и каменные дома — признак неплохого достатка жителей. Здесь есть и великолепный деревянный храм с куполами, и гостевой дом, увенчанный колокольней, в котором, кроме того, размещаются редакция местной газеты «Земля обетованная», видео-студия, стоматологический кабинет, книжный магазин, комната собраний совета общины и местная туристическая фирма. Еще в Петропавловке есть фельдшерско-акушерский пункт, несколько магазинов, продовольственных и хозяйственно-строительных, внушительных размеров дом творчества для мальчиков (в нем же общинная Петропавловская школа), а также трехэтажный дом творчества для девочек, стадион, зимний каток, и несколько больших деревообрабатывающих производств и пилорам. А частные мастерские – гончарные, столярные и слесарные, кузницы и ткацко-прядильные, а также художественно-декоративные – едва ли не в каждом третьем дворе. И это не только в Петропавловке, культ мастерства – отличительная черта общины. 

* * *
   Еще 50 километров вглубь тайги, вдоль широкой горной реки, украшенной порогами и стремительным течением, еще несколько общинных деревень, и я в Жаровске.
   Жаровск — самая близкая к Обители Рассвета деревня общины. В Жаровске я планировал оставить машину, пересесть на бортовой «УАЗ» и по полному бездорожью проехать 15 километров, потом ещё 7 пройти пешком, в гору, до Обители Рассвета. Кстати, сами члены общины иногда так и называют свое поселение — Гора, — а людей, живущих там — горцы.
   Один из первых жителей общины, с которым я общался в Жаровске, — Марк.
   — Кто ты был в прошлой жизни, царь или пастух, не имеет никакого значения. Важно то, кем ты сейчас являешься, — ответил Марк на вопрос о том, обращают ли внимание в общине на прошлый профессиональный и духовный опыт новых членов и используют ли его.
   — Даже если ты семи пядей во лбу, считаешь себя мастером какого-то дела — будешь делать то, что община считает необходимым: скажут копать ямы — будешь копать, пока не научишься копать как следует.

* * *
   — Вы ждете транспорт на Гору? — поинтересовался водитель бортового уазика. - Тогда грузитесь, выезжаем. Мазь от комаров-то есть? Там их много — тайга.
   Все произошло быстро. Я забросил рюкзаки в кузов, и мы по колдобинам и метровой глубины лужам помчались навстречу неизвестности. В конце дороги, там, где начинается лесная тропа, планируется построить гостевые домики. Разрабатываются интересные туристические маршруты, в том числе и в Обитель Рассвета, и на озеро Тиберкуль. А пока здесь просто стоянка машин и небольшой хутор из нескольких домов — убежище путников. По дороге подсадили в машину женщину с ребенком, которые шли пешком из Жаровска на воскресную литургию в Обитель Рассвета.
   — Наши дети сами решают, что им делать и где жить, становясь взрослыми. У меня старшая дочь учится в университете, младшая закончила колледж, — рассказывает Николай, водитель уазика. Как оказалось, совершенно случайно ему выпало проводить меня до тропы: в деревнях общины он отвечает за заготовку сельхозпродукции.
   Чтобы увидеть Обитель, нужно подняться в гору по узкой тропинке через тайгу. Путь для неподготовленного человека непростой, занимает около полутора часов, но виссарионовцы в уже привычном бодром ритме преодолевают это расстояние в два раза быстрее.
У входа в Город находится небольшой домик с «постовым» — дежурным по городу Володей из Москвы, который учитывает в специальном журнале всех прибывших и выбывших. Вопросы распорядка, размещения и безопасности решает «папа» города, тоже Владимир. Паломников и жителей соседних деревень, пришедших поработать на благо Обители, селят в палатках и времянках. Гостей, туристов и журналистов расселяют по домам.
   Всех приезжих обязательно знакомят с правилами жизни в общине: на Горе не едят мясо и рыбу, не курят, не употребляют алкоголь и наркотики, не сквернословят. Виссарионовцы живут открыто, доверяя друг другу, поэтому на дверях домов нет замков. Особо отмечают, что не стоит отвлекать людей разговорами во время перезвона колоколов — это время молитвы, духовного сосредоточения. В Обители Рассвета есть чёткая структура управления, обеспечения, безопасности и многое другое. Все службы работают слаженно: в таёжных условиях совместная работа и доверие друг к другу — это главное.
   В Обитель может прийти любой и оставаться как гость в течение двух дней. На третий день гость приступает к работе вместе со всеми. Как правило, приезжим дают провожатого, который одновременно и гид, и «охранник»: тайга всё-таки, здесь заблудиться довольно легко.
   Виссарионовцы на удивление скромны и неназойливы. Они очень бережно относятся к мнению собеседника. Если интересуешься их укладом — с радостью расскажут, если молчишь — не станут тревожить.
   Игорь — высокий и красивый молодой человек с длинными вьющимися тёмно-русыми волосами, отвечает в Обители Рассвета за работу техники — автомобилей, бензоагрегатов и насосов. Сейчас он живёт в небольшой времянке, покрытой полиэтиленом для лучшей теплоизоляции, большую часть времени строит свой дом, и каждый день по несколько часов работает на благо общины. Долгими зимними вечерами рисует портреты карандашом. У Игоря имеется компьютер, через модем — выход в Интернет.
   Рано утром община собирается «на круг» — центральную площадь со святыней, где распределяются работы на день. Женщины трудятся дома и на огородах, мужчины занимаются строительством.    Сельскохозяйственные работы ведутся без использования техники — виссарионовцы считают, что нужно вкладывать энергию своих рук в будущий урожай и стремятся научиться жить на Земле, не принося ей боль, не нарушая экологического равновесия. Постепенно появляются цветники и сады, для нужд общины разводят коз шерстяных и молочных пород (молоко в основном для детей), и лошадей.

* * *
   Воскресное утро. Жители города собрались на круге — главной площади — для того, чтобы вместе отправиться к священной горе на литургию. Звон колокола и пение сопровождают нас всю дорогу из Обители Рассвета — мимо дома Учителя и Небесной Обители, — к часовне и величественному, со всех окрестных гор и холмов видимому Храму на вершине горы Сухая. Кстати, говорят, на местном тюркском наречии  «Сухая», или «Сухья», переводится как «Святая», и народные мифы утверждают, что эти места и являются знаменитым легендарным «беловодьем», где соберутся все стремящиеся к свету и праведной жизни в конце Времен... Что тут сказать? Находясь на вершине и глядя на разлившуюся гладь озера Тиберкуль далеко внизу, я ловлю себя на мысли, что безотчетно проникаюсь глубокой верой в то, что все это правда... 
   Священники исполняют службу, члены общины поют песни, молятся. После воскресной литургии, на «встрече вопросов и ответов», мы впервые увидели Виссариона, которого последователи называют Учителем, и никак иначе. Он вышел в белом хитоне к микрофону и спокойным голосом начал отвечать на вопросы жителей общины: это были бытовые ситуации, на примере которых решались фундаментальные проблемы отношений между людьми. Вопросы доверия, способности взять ответственность за свои решения на себя, возможность принимать решения, опираясь на свое мнение. Люди, как члены большой дружной семьи, говорили о сокровенном, о личном, — очень открыто, не боясь непонимания, насмешек и колкостей, принятых в «большом внешнем мире». 
   Горцы умеют хорошо работать и хорошо отдыхать — купаются и загорают на берегу «божьего озера Тиберкуль» (опять-таки на тюркском наречии слово Тиберкуль переводится как «благословенное», или «божье»), играют в баскетбол и футбол на небольшом стадиончике рядом с главной площадью. Футбольные матчи проходят эмоционально: взрослые мужчины, как мальчишки, радуются друг за друга, если забивают голы или проводят интересные комбинации. Игра в футбол здесь изрядно отличается от футбола в «большом мире». Здесь стараются исключить элемент соревновательности из игры — хвалят друг друга за красивые голы, количества забитых мячей не считают, а если и считают, то только для потехи.
   Игры используются как важный элемент воспитания детей, но при этом не акцентируется, кто из участников лучше, кто хуже, — без соревновательного процесса. Здесь считают, что соревнования во внешнем мире, даже спортивные, существуют для того, чтобы хоть немного почувствовать себя лучше кого-то из ближних. Соревнования как процесс подавления и устранения возможного соперника — характерное проявление дикости и невежества животного мира.  Любое соревнование в любой области деятельности человека неизбежно взращивает гордыню и эгоизм. 
   С самого детства члены общины стараются воспитывать своих детей как равных взрослым и равных между собой. Это приносит свои плоды: главная задача мужчины — найти себя в творчестве — ремесле, искусстве, — и раскрыть свой потенциал, а задача женщины — помочь мужчине в этом.
   После футбола разговорились с Игорем, Сашей и Володей Ведерниковым. Появилось чувство, что я давно знаю этих людей. Только после расставания я понял, что почти все жители Обители Рассвета встречают и общаются с людьми с открытым сердцем и душой, как общаются между собой только родственники. Отсюда и ощущение родства, доверия к ним, чувство спокойствия и защищенности. В обычной жизни такое бывает редко.


* * *
 Семья. Понятие семьи среди членов общины очень важно и фундаментально. Природная семья — это гармоничное соединение мужчины и женщины и, как следствие, рождение детей. Гармоничные отношения между мужчиной и женщиной основываются, прежде всего, на понимании и принятии внутреннего мира супругов, на уважении женщиной мира мужчины, его творчества и плодов творений. Семьи в общине создаются и распадаются — естественный и закономерный процесс, как и в любом обществе. Однако существует очень важное отличие от жизни людей во «внешнем мире» — в общине все хорошие и не очень хорошие качества людей очень быстро проявляются: невозможно долго притворяться кем-то. Каждому в скором времени приходится встретиться с собой настоящим. В гармоничной семье это происходит проще, отношения становятся крепче, а случайно созданные отношения распадаются.

* * *
   Город Мастеров. В полдень, когда солнце наиболее активно, в Обители Рассвета всеобщий перерыв, а в 16—17 часов люди снова принимаются за работу. Сделано уже довольно много: построены красивые деревянные здания, возделана под сельское хозяйство таёжная земля, поставлены святыни и звонница, заканчивается строительство большого храма высоко над городом Солнца, на храмовой вершине. За последние годы построено много новых индивидуально спроектированных просторных домов, большая школа, ремесленные мастерские, Врата в город и Храм искусств. И, конечно, планируется построить хорошую дорогу к Обители Рассвета.
   Горцы живут скромно и просто. Здесь нет центрального водоснабжения и электричества — для воды есть родники и колодцы, электричество получают с помощью солнечных батарей, пищу выращивают на огороде, одежду и предметы быта либо покупают, либо изготавливают сами. Не случайно одно из названий этого места — Город мастеров. Здесь живут и творят художники, скульпторы, музыканты. Биологи в теплицах выращивают цитрусовые, инжир, бананы, виноград, а на берёзах разводят тутового шелкопряда, чтобы изготавливать шёлк. В общине трудятся врачи, учителя, инженеры, архитекторы, — это позволяет Городу Солнца существовать автономно от остального мира. 
   Тем не менее, жители общины информационно не изолированы: у них есть телефонная связь, телевидение, Интернет; выпускается своя пресса. Для обучения детей разработана комплексная социальная программа «Волшебный сундучок», основная цель которой — содействие развитию культуры без отрицательных образов. В процессе обучения детей гармонично переплетаются общеобразовательные предметы, искусства и ремёсла. Каждую четверть дети аттестуются в общеобразовательной школе, а после окончания обучения сами выбирают свой путь: кто-то остаётся в Обители Рассвета, кто-то едет учиться в районный или краевой центр.

* * *
  Община существует, совместно справляясь с трудностями, стараясь соединить духовное, физическое и творческое развитие человека, стараясь преодолеть агрессию, гнев, зависть и суету. Здесь нет случайных людей, — только те, кто осознанно выбрал именно такой образ жизни. Наверно поэтому в Обители Рассвета — Городе Солнца — живут люди со счастливыми глазами и спокойным и умиротворённым выражением лиц. Даже в конце дня здесь не встретишь усталого или угрюмого человека — виссарионовцы живут в гармонии с окружающим миром.
   Со временем понимаешь: это действительно другой мир. Люди в нем, вроде бы, совсем такие же, как и мы, но они выбрали построить свое общество по совсем иным правилам. Трудно сказать, как эта жизнь выглядит изнутри — и не стоит гадать, о чём не знаешь, но за один вечер здесь встречаешь столько счастливых людей, сколько в обычном городе за месяц не всегда увидишь. Никто ничего не скрывает и не играет. Такая искренность сильнее любых убеждений и рассуждений.

Красноярск – Курагино – Петропавловка – Обитель Рассвета.
2010 г.
Яндекс.Метрика
Категория: Мои статьи | Добавил: ВеЧе (30.06.2013)
Просмотров: 2090 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar