Главная » Статьи » Мои статьи |
Рай без удобств
Рай без удобств: Что нашли в тайге тысячи последователей созданной 20 лет назад секты Виссариона В 1991 году бывший сержант милиции Сергей Тороп объявил себя сыном божьим и стал проповедовать под именем Виссарион. Прошло 20 лет. За эти годы рассыпалось «Белое братство», пропало «Аум Синрике», исчезли десятки разнообразных сект. И лишь община Виссариона («Церковь последнего завета») не только не распалась, но и укрепила свои позиции. Теперь ее представители даже побеждают на выборах в местные органы власти. Над этой загадкой бьются и маститые религиоведы, и православные священники. Спецкор «Комсомолки» Борис Клин отправился в Сибирь, где в глухих деревнях поселились виссарионовцы. Многие столичные сектоведы уверены: у поступающих в общину Виссариона отбирают деньги за проданное жилье, скудно кормят и изнуряют работами на лесоповале. Как в ГУЛАГе. А вот сибиряки убеждены в сказочном богатстве почитателей «сына бога». - О, ребята там капитально устроились, дома будь здоров какие отгрохали! - говорили мне попутчики. Путь к виссарионовцам неблизкий: самолетом до Красноярска, потом поездом до районного центра Курагино, а там на машине... - Ну сам подумай, они же не только мяса не едят, они ведь не пьют и даже не курят, и ежу понятно: денег у них хватает - тратить ведь в тайге их негде, - так уже жители Курагина объясняли мне модель процветания соседей. - К тому же и народ там сплошь культурный, все с высшим образованием, генералы имеются, у них даже бывший заместитель министра Белоруссии там живет. Вот только в каком ведомстве он служил, точно неизвестно. - Есть тут и лица, занимавшие посты в органах власти зарубежных государств, - деликатно отвечают в районной администрации. Ни лагерных бараков, ни шикарных особняков я не увидел. Вот Петропавловка. В свое время она стала первым оплотом общины Виссариона. В основном - старые избы, некоторые покосились. Кое-где стоят скромные дачные домики. Видно, что свежие, но архитектура напоминает подмосковные садоводческие товарищества советских времен. Как в них можно провести суровую сибирскую зиму, непонятно. Небольшие срубы размером 2х3 или 3х3 метра - у людей бани и то больше... Фиксированного членства в общине Виссариона нет, материально она не помогает, но и ничего не отнимает. Уплата десятины - дело добровольное. Жильем последователи «Церкви последнего завета» обеспечивают себя сами: покупают либо строят. Есть и двухэтажные дома. Но новичкам объясняют: даже если накопленные в прежней жизни средства позволяют возвести такие хоромы, подумайте - их ведь придется отапливать. А газа нет, топят дровами. Готовят там на печи. Машина дров стоит 6 - 7 тысяч рублей. На зиму надо минимум 4 машины. А если хочешь мыться почаще, то надо и на баню заготовить. Электричество есть, но обходится недешево. С работой - туго. Хорошо, если устроишься в сельсовет или в школу. Да и там заработок не выше 15 000 рублей. Деньги приходится экономить. Но о суровой жизни сибирской деревни мы еще поговорим. Последователь Виссариона Филипп Шмик был сотрудником крупной нефтяной компании, а стал огородником и депутатом райсовета.
«Виссарион был художником, а не алкоголиком» - Я был знаком с Виссарионом, когда он еще был милиционером, сержантом ППС Сергеем Торопом, - рассказывает священник Алексий Решетников. - Я даже был свидетелем на его свадьбе с первой женой Любой. Мы с ним познакомились в богемной компании художников. Он тогда писал картины, очень хотел вступить в Союз художников, но образования специального не было, и его не приняли. Хотя он даже портреты начальства писал. Серега всегда хотел жить хорошо, во дворце, и, похоже, его мечта сбылась... А вот разговоры о том, что он пил, был алкоголиком, - это вранье. Недавно пути их снова пересеклись. Отца Алексия назначили настоятелем православного храма в Черемшанке, где большинство жителей - виссарионовцы. - Приходили от него, обещали, что меня поглотят силы тьмы. - Так отец Алексий описывает реакцию своего старого приятеля. - Пока не поглотили. Не сбываются его пророчества. Кстати, с предсказаниями Виссарион осторожен. Официально дат конца света не объявлял. Православные очень жалеют о «загубленных» Виссарионом душах. Священник Виктор Псечнюк из поселка Каратуз, где тоже живут виссарионовцы, написал книгу и подробно описал все заблуждения лже-Христа. А несколько лет назад даже провел диспут с Виссарионом. - Это было довольно забавно, - вспоминает отец Виктор. - Он «вспоминал» события 2000-летней давности, стал перечислять апостолов и говорит: «А Симон Канонит и Симон Зилот пришли позже». Но Симон Канонит и Симон Зилот - одно лицо, Канонит - по-еврейски, а Зилот - по-гречески. Иностранных языков Виссарион, кстати, не знает. А ведь Христос две тысячи лет назад отвечал каждому человеку на его наречии... Сетует священник и на аморальное поведение виссарионовцев. - До 2000 года они строгие посты держали, верность супругов проповедовали, венчание у них было, - поясняет отец Виктор. - Но потом Виссарион развелся со своей первой женой и женился на молоденькой девочке, начал учить свободной любви. Думаю, чтобы оправдать свои грехи. Сейчас у них есть семьи, где по две жены. А картины Виссарион пишет и сейчас. Репродукции висят в его храмах, а в Болгарии издан шикарный альбом. Три раза в год виссарионовцы собираются у горы Сухой послушать своего «учителя». Как виссарионовцы взяли власть В 1994 году Виссарион призвал своих приверженцев переселяться в район озера Тиберкуль. Мол, сюда он перенес всю благодать из Иерусалима. И люди поехали. Стали селиться в Курагинском районе Красноярского края. Осели в Петропавловке, Черемшанке и еще почти в 30 деревеньках. Многие староверы, жившие в Черемшанке, сами тогда подались дальше в тайгу - им соседство с иноверцами неприятно. Теперь тут большинство - последователи «Церкви последнего завета». Первым председателем сельсовета - виссарионовцем стал Филипп Шмик. Из поволжских немцев. При нем в деревне появилась мобильная связь, даже раньше, чем в райцентре. Об этом Шмик сказал мне не без гордости. Сейчас он депутат райсовета. Должность неоплачиваемая. - Депутатство для меня - возможность самореализации, хочется улучшить ситуацию и здесь, и в районе, - объясняет Шмик. - И представляю я не общину Виссариона, а территорию. За меня разные люди голосовали. Шмик признается, что пока как депутату удалось сделать немногое. И начинает рассуждать о делах государства. Например о том, что землей должен распоряжаться муниципалитет, а не районная власть, до которой от Черемшанки 90 км по тайге. - Вот люди буренку завели, а заявление о выделении земли под покос надо писать в район! - возмущается Шмик. До буренки ему дела нет, виссарионовцы коров не держат, религия не позволяет. Вот коз можно. - Цена земли здесь - от 25 000 рублей. Представляете?! - продолжает горячиться депутат. - У меня соседи староверы, сын вернулся из армии, женился, надо строиться. Ему предлагают купить землю на аукционе, стартовая цена 105 000 при доходах 50 000 в год. У районных властей к виссарионовцам претензий нет. - У людей есть вера, есть земля, они ее облагораживают, - говорит глава Курагинского района Евгений Дмитриев. - Ведь до их приезда были умирающие деревни, а они вдохнули в них жизнь. Образ жизни последователей Виссариона Дмитриева не беспокоит: - Отказ от курения, алкоголя, умеренность в питании, культура поведения - это все достойно уважения. Уровень преступности там ниже, чем в других поселках, а рождаемость выше. Действуют они в рамках законодательства. О массовых мероприятиях уведомляют, как и полагается, и о приезде иностранных делегаций тоже. И вообще, есть уважение, лояльность к власти. Кстати, на федеральных выборах виссарионовцы проголосовали за «Единую Россию». В сельсоветах действительно заседают последователи «Церкви последнего завета» и два из них возглавляют. Есть у них один депутат райсовета. Но районное начальство в толерантности виссарионовцев не сомневается. Лучшее тому доказательство - православный храм в центре Черемшанки. А ведь сельсовет вполне мог бы воспрепятствовать его строительству. Вообще виссарионовцы - сектанты нетипичные. Иноверцам не мешают. Вербовать новых адептов не пытаются. Даже об учении говорить особо не любят. Расспрашиваешь - советуют книги его почитать, там все точно, без ошибок... Кстати, сам Виссарион и его ближайшие помощники с российскими журналистами общаться не желают. Дескать, все равно переврут. Даже присутствовать во время обрядов «Церкви последнего завета» не позволили. А ведь, казалось бы, такая реклама! Да еще и бесплатно. Бизнес виссарионовцев: вот такие особняки из кедра они изготавливают в тайге и отправляют на фурах столичным миллионерам. Что ищут там, в краю чужом? За 20 лет в сибирскую тайгу приехали свыше 4000 человек. Абсолютное большинство - люди с высшим образованием. Горожане. Инженеры, музыканты, военные, чиновники, артисты, художники. И вдруг оказались в месте, где стиральные машины доступны далеко не каждому - они и в райцентре появились не так давно, где нет теплых туалетов, зато летом есть мошка, а зимой -50, и в таких условиях приходится бегать «до ветра». Неужели они поверили в новое воплощение Христа, путающегося в евангельских событиях? Уверовали в бывшего сержанта милиции, разговаривающего с дубом и вороной, как пишут его апостолы, но с иностранцами - только через переводчика? Да ведь Виссарион даже чудес никаких не совершил! Мертвых не воскрешал, воду в вино не превращал... - Образованные люди и даже ученые тоже способны на иррациональные поступки. - Так это противоречие объясняет преподаватель сектоведения Московской духовной академии Роман Конь. - Просто в нашей стране долгое время был культ науки, и многие о таких качествах ученых даже не задумываются. А чудеса Виссарион считает «погремушками», которыми внеземные цивилизации увлекают людей в тупик. У ведущего научного сотрудника Института Европы РАН религиоведа Романа Лункина есть своя теория: «Учение Виссариона вообще не следует рассматривать с точки зрения христианства. Там гораздо больше общего с учением Рериха. Виссарион для своей паствы - носитель эзотерического знания, доступного только посвященным, и если его слова расходятся с Евангелием, то для его поклонников это означает лишь одно: церковники скрыли истину, а учитель ее открывает». Виссарионовцы очень вдохновенно рассказывают о том, как пришли к своей вере. Латыш Олдас был большим начальником в горисполкоме курортного города Юрмала, того самого, где проходит популярный музыкальный фестиваль. Он уже почти 17 лет в Петропавловке. - Я как-то шел октябрьским вечером, было пустынно и тоскливо, и тут увидел людей - они толпились у входа в зал, шумели, и тут появился учитель, и все как-то сразу успокоились. - Так ему запомнилась первая встреча с Виссарионом. В Юрмале осталась жена с двумя детьми, а Олдас в Петропавловке женился на архитекторе из Киева Оксане. Депутату Шмику 60 лет. В прошлом инженер-нефтяник, работал в крупной компании. Жил в Самаре. Летел он однажды в Канаду на стажировку, в самолете прочитал брошюру Виссариона и круто изменил жизнь: «Меня хотели перевести в Москву, уже ждала двух-уровневая квартира в столице, а я поехал сюда с женой и детьми». Так и живет в Черемшанке с 1996 года. У сына лесопилка, где Шмик и работает. Это приносит 500 - 600 рублей в день. Но, несмотря на романтические истории, особой религиозности среди последователей Виссариона я не заметил. - Сейчас многое изменилось, раньше чаще была возможность общаться с Виссарионом наедине, - рассказывает Филипп Шмик. - А теперь только в дни праздников, три раза в год. Он живет уединенно, на горе. Хотя можно задать ему вопросы по воскресеньям, во время таинства слияния. Но я с августа не пользовался такой возможностью. Вопросов у меня нет. Вопросов к учителю нет и у 27-летнего сына черемшанского кузнеца Ивана. Он в слиянии участвовал два месяца назад. А с учением ему все ясно: человек всегда виноват сам, и меняться надо самому, а не менять окружающих... И Олдас тоже каждую неделю на гору не ходит. Был вроде месяца три назад. Хотя и уверяет, что учитель подпитывает энергией. Приказано выжить Мне же показалось, что энергию они получают из другого источника. В Черемшанку уезжали, да и продолжают уезжать, хотя и меньше, чем раньше, люди ближе к 40 годам. Утомленные службой, семейными склоками и ссорами. И всем прочим, что принято называть кризисом среднего возраста. А в тайге на кризисы времени нет. Пахать надо. В прямом смысле слова. Того же депутата Шмика я застал в огороде. Он пахал при помощи мотокультиватора. Огород тут не разновидность субботнего фитнеса на даче. Без урожая зимой станет голодно. И не оттого, что виссарионовцы - вегетарианцы. Огороды сажают и православные, и староверы. Картошку в магазине не купишь. Не продается, у всех своя. Работать приходится руками. И оказывается, изнеженные горожане способны стать прекрасными плотниками. Их мастерством восхищаются и чиновники районной администрации, и православные священники. Я же им полюбовался по дороге в Черемшанку. Там вдоль грунтовки стояли будущие коттеджи из огромных кедровых бревен. Местным жителям такие дома не по карману. Покупают их москвичи и вывозят на фурах в Подмосковье. Такой дом лет сто простоит. Виссарионовцы делают сувениры для туристов - поделки из камня, бижутерию. А уж их топоры из дамасской стали - мечта любого местного мужика, даже если сталь и не дамасская. Кузницу организовал кандидат технических наук из Ижевска. Трудится с сыновьями. Они еще и ножи булатные куют. Бывшие жители больших городов сами теперь выращивают лен и ткут одежду в древнерусском стиле. Словом, совсем другая жизнь. Мужчины и женщины возвращаются к своим естественным ролям. В тайге нет и не может быть равенства, и тем более превосходства женщины над мужчиной. Это в большом городе гордая женщина может зарабатывать больше мужчины и чувствовать себя независимой. В тайге же мужчина и дров нарубит больше, чем она, и огород вскопает лучше и больше, просто оттого, что он сильнее физически. Потому и разводы тут случаются редко. В тайге нет начальников, выносящих мозг. И плетущих интриги сослуживцев. Есть земля, огород, лес - в нем ягоды и грибы. Энцефалитные клещи, которые страшнее волков и медведей. И все надо решать самому. Где еды добыть, дров, как выжить. Дурные мысли в голову не лезут, в душе гармония. Остальные секты лишь отнимали имущество, а взамен давали набор новых обрядов и бессмысленное поклонение лидеру. Традиционные религии еще и отравляли жизнь своим бесстыдным политиканством. И только Виссарион предложил настоящую борьбу за жизнь. Не в режиме дурацкого телевизионного шоу с поеданием тараканов, не экстремальный туризм. Нет, все всерьез. И, по сути, получилась пушкинская «обитель дальняя трудов и чистых нег». Куда и замышлял свой побег усталый раб в поисках покоя и воли. Рай какой-то получается. Все так прекрасно и гладко. Но так же не бывает в жизни, - не давала мне покоя мысль... И вот тут-то священник Виктор Пасечнюк рассказывает о встрече с человеком, разочаровавшемся в черемшанском рае. - Он мне сказал: «Я искал общество, где не будет лицемерия, лести, злобы. Приехал и увидел тут то же самое», - вспоминает отец Виктор. - А я ему ответил: «Я рад, что вы бросили секту, но того, что вы хотели найти, не увидите нигде - ни в православном монастыре, нигде. Это только в Царствии небесном». А вы что думаете? Источник: http://www.kp.ru/daily/25701/903720 | |
Просмотров: 1140 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |